• Психологические аспекты беременности.
  • Важность исследования психологической готовности женщины к материнству.
  • Основные методики исследования, применяемые в Центре ОРМЕД.
  • Метод интервью.
  • Метод цветового теста отношений Эткинда.
  • Рисуночный тест «Я и мой ребенок» Филиппова.
  • Серия тестов «Дополнение неоконченных решений».
  • Методика Спилберга «Шкала самооценки».
  • Методики психологической помощи, применяемые в Центре ОРМЕД.
  • Физиопсихопрофиллактическая подготовка к родам (ФППР).
  • Обучения методикам релаксации.
  • Обучение методике аутотренинга.
  • Образецавторского психотерапевтического сеанса, применяемого в Центре ОРМЕД.

Психологическая релаксация, методом обучения аутотренингу, применяемая в комплексе оздоровительных методик Центра здоровья и технологий долголетия ОРМЕД.

Автор: клинический психолог, специалист по женской сексологии Жук Сергей Владимирович.

В Центре здоровья и технологий долголетия ОРМЕД применяются комплексные программы оздоровления и лечение методами клинической психологии и психотерапии. Мы предоставляем ознакомительную информацию для наших клиентов, это мировая практика лучших лечебно оздоровительных центров, только такие подходы дают возможность нашим клиентам быть полностью информированным о используемых технологиях, быть сознательным и активным участником процесса оздоровления технологиями нашего центра.

Методика обучения психической саморегуляции методом аутотренинга.

Аутотренинг является проверенной временем методом, который при его освоении способствует уменьшению глубоких стрессов и напряжения, значительному увеличению эмоциональной уравновешенности. Особенно важной эта методика является при проведении комплексной прегравидарной подготовки в нашем центре, т. к. при наступлении запланированной беременности, женщина, может используя полученные навыки и знания методом самовнушения выключить ощущения тяжести в нижних отделах туловища и ногах. Обязательно проводится обучение схемы включающие формулы по расслаблению мышц матки, способствующие улучшению кровоснабжения, дыхания и жизнедеятельности плода, а также внушение благоприятного результата протекания и завершения беременности успешными родами и рождением здорового ребенка. Обучение аутотренингу, сам аутотренинг для беременных проводится индивидуальными или групповыми методами с учетом наличия акушерской и экстрагенитальной патологии, стандартная длительность занятий от 30 минут до 45 минут, желательно пройти весь курс, составляющий 10-12 занятий.

Противопоказания для занятий аутотренингом : ухудшение слуха, выраженная гипотония, угроза прерывания беременности у беременных женщин (в не зависимости от сроков беременности).

Перед началом занятий аутотренингом рекомендуется обязательно проводить выполнение комплекса физических упражнений релаксационной гимнастики, для того, чтобы женщина четко ощутила разницу между напряжением и расслаблением мышц и научились сохранять состояние релаксации на протяжении всего сеанса аутогенной тренировки.

Приводим пример релаксационной гимнастики, в основу которой положена методика Джекобсона в предложенной нами модификации:

Задание: тренировка ощущения степени статического напряжения мышц и снятия его в ответ на психоэмоциональное напряжение и стрессовые нагрузки.

Решающая роль при этом усилия самого пациента. Исходное положение лежа или сидя.

Первый этап. Начинаем с очередного подготовительного сеанса гимнастики перед началом занятия аутогенной тренировкой. Глаза закрыты, все внимание сосредоточено на выполнении упражнения, выполнять упражнения нужно на три счета – сжатия, удержания и расслабления.

Часть 1.

  1. Вытяните руки вперед. Сожмите пальцы, сжимайте все сильнее и сильнее. Максимально напрягите кисти рук. Ощутите, как напряглось Ваше тело. Зафиксируйте это положение!
  2. Расслабьтесь, опустите руки на колени. Сосредоточьтесь полностью на ощущении расслабления Ваших мышц! У Вас получается все очень хорошо!.... Выполните упражнение теперь самостоятельно….. Хорошо, достаточно!
  3. Сейчас вытяните ноги вперед, все прямее и прямее…, еще прямее. Мышечными усилиями притяните пальцы ног к себе, все сильнее и сильнее. Сосредоточьтесь на ощущениях мышечного напряжения. Поставьте ноги в исходное положение. И при этом сосредоточьтесь на ощущениях расслабленности…. Углубите это состояние. Повторите это упражнение сейчас самостоятельно. Хорошо, у Вас все хорошо получается!
  4. Выполним дыхательное упражнение. Только по моей команде, не ранее, Вы делаете глубокий вдох. Нужно полностью сосредоточиться на самом акте дыхания. Прислушайтесь к своим ощущениям, почувствуйте, как воздух расширяет легкие во время вдоха, как напрягаются мышцы плеч, грудные мышцы, мышцы живота и как они расслабляются на выдохе.
  • Начали!
  • Вдохните глубоко!
  • Задержите дыхание!
  • Выдохните и расслабьтесь…
  • Максимально, полностью расслабьтесь….
  • Отлично, у Вас все прекрасно получается.

Выполним это упражнение еще раз. На выдохе мысленно произнести «я», на выдохе – «расслабляюсь».

Внимание!

Вдохните максимально глубоко!

Сейчас максимально медленно выдохните воздух и максимально расслабьтесь… Ощутите это приятное чувство расслабления, дайте ему оценку.

  • Левая кисть – сжатие в кулак, потом правая.
  • Локтевой сустав.
  • Локтевой сустав и кисть руки.
  • Кисть, локтевой сустав, плечевой сустав. Вначале слева, потом справа.
  • Сгибание в голеностопном суставе слева, потом справа.
  • Сгибание в коленном суставе, пятка скользит по поверхности слева, затем справа.
  • Выполняем дыхательное упражнение, мысленно произносим на вдохе «я», на выдохе – «полностью расслабляюсь».

Часть 2.

Закройте глаза:

Далее сделаем ряд упражнений с закрытыми глазами.

  1. Основное внимание на области лба:
  • Поднять брови – напрячься, опустить – расслабиться.
  • Брови в средину – напрячься, и сбросить напряжение – расслабиться.
  1. Все внимание нужно сосредоточить на круговой мышце рта (движение влево, вправо).
  2. Все внимание сосредоточено на глазных яблоках:
  • Отвести влево, вправо.
  • Совершить круговые движения вправо, влево.
  1. Все внимание сосредоточить на языке и подъязычных мышцах.

Сделайте упор кончиком Вашего языка в альвеолярный отросток верхней челюсти с повышенным напряжением.

  • Максимально сбросить напряжение, расслабьтесь….
  1. Все внимание сосредоточьте на области Ваших щек.

Втяните щёки.

  • Максимально сбросьте напряжение, расслабьтесь…
  1. Сделайте глубокий вдох через нос.

Выдохните через рот, «задуть свечу».

  • Максимально сбросьте напряжение, максимально расслабьтесь…
  1. Совершаем движения головы: напряжение, повороты вправо, влево.
  • Максимально расслабьтесь.

Второй этап.

Освобождение от напряженности, возникающей от воображаемых стрессовых ситуаций.

  1. Чтение очень мелкого шрифта и длинных строчек (напряжение взгляда).
  2. Следите за мячиком, который двигается мимо Вас.
  3. Следите за рекламными щитами, фонарями и зданиями, как будто Вы находитесь в двигающемся вагоне метро или поезда, трамвая, автомобиля.
  4. Поднимаем тяжелый предмет на стол.
  5. Представляем напряженную ситуацию – найти тонический образ.

Третий этап.

Избавление от напряжения, мысленным представлением ситуации из повседневной жизни.

Начинаем с подготовительной релаксации, (релаксационная гимнастика), начинаем занятие аутогенной тренировкой.

Описание практического применения методики проведения аутогенного тренинга.

В самом начале аутогенной тренировки, сами обучающие занятия психической саморегуляции проводятся под руководством и при соответствующем инструктаже врача, психотерапевта, клинического психологи Центра ОРМЕД. Кроме этого, в комплекс 2-3 раза в день включаются регулярные самостоятельные занятия: утром, после пробуждения, и перед отходом ко сну.

Обязательным условиям проведения занятий является их проведение без излишней суеты, неспешно, не ощущать дискомфорта при этом при возможных первых неудачах (не у всех все идеально получается с предусмотренными впечатлениями и ощущениями с первого раза), со спокойной уверенностью в себе и в успехе, методично, последовательно, с постепенным усилением требований к себе, с ощущением, что делаете приятные и крайне необходимые действия, по освоению методик психической саморегуляции. Необходимо помнить, что метод рассчитан на тех, кто желает настойчиво оздоравливаться и лечиться, желая тем самым активно бороться с болезненными симптомами, а также желает получить инструмент для управления своим психофизическим равновесом, повысить качество жизни, гармонию с окружающим миром.

Сами занятия аутогенной тренировкой можно разделить на следующие основные части:

  • Первая часть – вступительная: подготовка к занятиям – принять удобное именно для Вас положение (лежа, сидя в кресле и т.д.).
  • Вторая часть – основная: достижения состояния спокойствия и мышечного расслабления, ощущения приятного тепла, ощущения легкости, невесомости путем повторения формул самовнушения.
  • Третья часть – самовнушение: применение лечебных упражнений и специальных формул самовнушения.
  • Четвертая часть – заключительная часть: выход из состояния расслабления или переход в естественный физиологический сон (при наличии соответствующих условий для этого).

На первых занятиях особенно важно научить женщину (в процессе проведения прегравидарной подготовки, при уже существующей беременности или при проведении программ ревитализации) методикам правильного диафрагмального дыхания и расслабления всех мышц: лица, рук, ног, туловища.

При занятиях аутогенной тренировкой, используется сложная развёртка седативного характера, для этого используется таблица действия цвета Г. Филдинга и К. Ауэра. Длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны – у красного цвета, потом желтого) действует возбуждающе (мобилизация, стимуляция), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) часть - успокаивает или угнетает. С учетом клинико-психологических индивидуальных особенностей направленности, сюжетное разворачивание седативного характера, которая используется в процессе групповых занятий, получает такой вид (используется на фоне состояния релаксации): «Представьте себе как можно более ярко – теплый день….., бескрайнее ярко-голубое небо…., очень яркое летнее солнце…., слегка розовеют по краям легкие облачка… Вы стоите на ровном бескрайнем поле…., теплой черной земли почти не видно…, всюду пышная, мягкая, ярко-зеленая трава… как можно ярче мысленно представьте себе – ярко-зеленая трава до самого горизонта…., недалеко от Вас находится зеленый лес, наполненный ароматами хвои…., сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы…»

Физиологическое действие цвета.

ЦВЕТ

ВВЕРХУ

БОКОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВА

ВНИЗУ

Красный

Возбуждает, мобилизует, придает эротогенное действие

Возбуждает

Воспринимается неестественно, может «обжигать»

Розовый

Ощущение легкости, счастья

Ощущение нежности

Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Желтогарячий

Способствует концентрации внимания

Ощущение тепла, способствует релаксации

Эффект «приподнятости» и тепла, иногда воспринимается неестественно

Желтый

Вызывает приятные ощущения разрядки, отключения, способствует релаксации

Возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

Эффект «приподнятости», иногда парения

Зеленый

Воспринимается неестественно

Успокаивает

Успокаивает, «охлаждает», может давать снотворное действие

Голубой

Ощущение легкости, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчужденность

«охлаждает» (более выражено, чем зеленого)

Синий

Вызывает тревожность, беспокойство

Отчужденность в группе и в отношениях «врач-пациент»

Тревога, «холод», ощущение бездны

Коричневый

Ощущение тяжести, давления (для усиления ощущения тяжести использовать не рекомендуется)

Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность

Ощущения уверенности, твердости